Сравнение 0

Факторы, влияющие на рынок медицинской конопли Канады

heading_title

Доступность для широкого круга потребителей является одной из самых больших проблем, препятствующих росту сектора медицинской конопли. Ценовая политика на конопляные продукты, по мнению экспертов, делают ее доступной не для всех социальных слоев населения даже в таких экономически развитых стран как Канада и США. 

По данным Министерства здравоохранения Канады продажи медицинской конопли в стране, после легализации в октябре 2018 года, упали почти на 25 %. Предприятия, работающие в данном сегменте экономики, столкнулись с рядом проблем, снижающими рост продаж. 

Cannabis oil (литры)

В июне текущего года держатели федеральных лицензий в Канаде продали на дальнейшую переработку около 1500 кг высушенной медицинской конопли. Для сравнения, в октябре 2018 года было реализовано подобной продукции  почти 2000 кг. Продажи конопляного масла в июне выросли, но незначительно, примерно до 4600 литров.

Высушенная медицинская конопля (килограммы)

В этом году также пошел на убыль рост федеральных получателей лицензий на деятельность связанную с выращиванием и переработкой растения конопли. И это при том, что последние несколько лет наблюдался лишь рост регистрации новых коноплепроизводителей. 

В июне 2019 года было зарегистрировано около 364 000 активных пациентов, которые принимают конопляные препараты. Это всего лишь небольшое улучшение по сравнению с 345 500 пациентами, зарегистрированными в октябре прошлого года.

Более того, количество поставок медицинской конопли, отслеживаемых федеральным правительством, которое рассматривается как ключевая мера контроля в медицинском секторе, в июне сократилось на 17% сравнительно с  октябрем  2018 года.

Наиболее негативная динамика снижения потребления конопляной продукции наблюдается, как правило, не в крупных городах, а на периферии. Например, в провинции Альберта количество зарегистрированных пациентов в июне 2019 года было 94 300, а в октябре 2018 года этот показатель был на уровне  110 200 человек. В связи с этим в вышеуказанной административно-территориальной единице Канады соответственно произошло снижение продажи сухих соцветий и масла для медицинских целей - с 416 кг и 953 литров в октябре 2018 г. соответственно до 260 кг и 890 литров в июне 2019. Аналогичная динамика наблюдается и в более южных регионах страны. 

Доступность для широкого круга потребителей является одной из самых больших проблем, препятствующих росту сектора медицинской конопли. Ценовая политика на конопляные продукты, по мнению экспертов, делают ее доступной не для всех социальных слоев населения даже в таких экономически развитых стран как Канада и США. 

Многие производители  были вынуждены сдерживать рост цен себе в убыток и тем самым не «распугивать» постоянных клиентов. Дело в том, что акцизный налог применяется к базовой цене лекарства. Затем к сумме этой цены применяется гармонизированный налог с продаж, который варьируется от провинции к провинции, заставляя производителей поднимать цену на конечный товар, а пациентов медицинской конопли платить повышенные налоги.

«Рост акцизного налога на медицинскую коноплю привел к значительному увеличению стоимости лечения пациента, примерно до 30% в зависимости от провинции», - сказал Макс Монахан-Эллисон, глава канадской некоммерческой организация, образованной для защиты прав пациентов, употребляющих медицинскую коноплю и регулирующей доступ к конопляной терапии. Монахан-Эллисон утверждает, что за последние 10 месяцев в организацию поступили жалобы от многих пациентов, которые не могут позволить себе принимать лекарства на основе конопли. Из-за повышения цены на медицинскую коноплю, пациенты уменьшаю дозу потребления необходимых препаратов, тем самым снижая эффективность конопляной терапии. 

Достаточно часто негативно на динамику развития рынка медицинской конопли играют и сами поставщики конопляного сырья. В связи с нехваткой качественной «зеленой массы» для изготовления фармакологических препаратов, на рынке накопилось достаточное количество нереализованного продукта – сухих листьев и соцветий - до 50 000 кг, масла – около 10 000 л. В связи с этим возникают вопросы о том, будут ли федеральные лицензированные поставщики конопли наращивать свои запасы продукции в преддверии запуска «Каннабис 2.0» в конце этого года, когда планируется легализовать продажи пищевых продуктов и экстрактов. 

Нестабильность развития внутреннего канадского рынка некоторые эксперты объясняют его перераспределением. Все чаще различные компании медицинскую коноплю включают в различные социально-страховые и медицинские программы для более эффективного лечения своих сотрудников. 

«Конопляные тяжеловесы» рынка - компании Aurora Cannabis и Canopy Growth вместе «обслуживают» порядка 44% из 364 000 активных пациентов Канады. Но две компании имеют совершенно разные стратегии развития своего бизнеса. 

Так, продажи медицинского оборудования Canopy упали до 9,8 миллиона долларов за последний квартал, что на 8 миллионов долларов США меньше, чем за тот же период годом ранее. База пациентов в Смитс-Фолс (Онтарио) сократилась до 70 900 человек.

С другой стороны компания Aurora показывает достаточно позитивную динамику роста. Здесь доходы от медицинской конопли выросли до $ 30 млн, а база пациентов увеличилась до 89 700 активных зарегистрированных пациентов. В компании уверенны, что ставку следует делать на клинических испытаниях с конопляными препаратами, направленных на лечение конкретных заболеваний. На сегодня Aurora имеет 40 клинических программ, которые уже завершены или находятся в процессе реализации, которые планируют продолжать, расширяя их географию не только на граждан Канады, но и подключая для этого различные медицинские учреждения по всему миру.